«Ростелеком»: импортонезависимость в ИТ начинается с вузов


Андрей Телюков, директор управления развитием платформы больших данных, и Владимир Татаринцев, директор по развитию стратегических проектов «Ростелеком», рассказали о реализации образовательной программы «Аналитика данных и методы искусственного интеллекта» для крупнейших вузов страны.

«Ростелеком» запустил образовательную программу «Аналитика данных и методы искусственного интеллекта» на отечественной платформе управления данными для крупнейших вузов страны. Программа призвана подготовить больше высококвалифицированных специалистов в области анализа больших данных и должна способствовать укреплению импортонезависимости ИТ-отрасли в целом. О запуске и ходе реализации этой инициативы рассказывают Андрей Телюков, директор управления развитием платформы больших данных, и Владимир Татаринцев, директор по развитию стратегических проектов «Ростелеком», – номинанты на премию Data Award.

- Насколько активно вы вообще сотрудничаете с вузами?

Владимир Татаринцев: Инициатива по созданию образовательных программ в различных направлениях была запущена уже более двух лет назад департаментом по развитию стратегических проектов «РТК ИТ» в рамках подготовки высококвалифицированных ИТ-кадров. Большое количество студентов завершило свое обучение по программам, созданным внутри компании «Ростелеком». Если говорить о программе «Аналитика данных и методы искусственного интеллекта», то в этом году стартует уже второй поток обучения.

Количество вузов, участвующих в программе, растет от потока к потоку. И сейчас мы уже сотрудничаем с более десяти ведущими вузами странны. Мы оказываем техническую и консультационную поддержку сотрудникам и преподавателям учебных заведений, помогаем внедрять новые инструменты в образовательные процессы. Планируется, что число вузов, реализующих нашу программу, будет расти, а, следовательно, – и количество квалифицированных кадров на рынке труда будет становиться больше.

- Чем проект, посвященный подготовке дата-специалистов, выделяется из остальных?

Андрей Телюков: В условиях нарастающего санкционного давления и отказа иностранных ИТ-компаний от сотрудничества с Россией создаются риски в подготовке высококвалифицированных ИТ-специалистов в вузах. Не секрет, что в образовательных программах значительную долю занимает именно иностранное программное обеспечение. И особенно это важно в направлении аналитики данных и искусственного интеллекта, которые имеют стратегический приоритет для государства.

Согласно данным HeadHunter, темп прироста вакансий ИТ-профиля ежегодно возрастает. Так, за 2022 год компании разместили вдвое больше предложений о работе в ИТ, чем за 2020 год. А спрос на специалистов, владеющих навыками работы с российским программным обеспечением, за последние два года вырос даже втрое – на 200%.

- Чего в этом проекте больше: бизнесового, имиджевого или социального?

В.Т.: Однозначно, для нашей компании в первую очередь это бизнес-проект, хотя мы не зарабатываем на нем напрямую. Но для нас ощутимы и важны косвенные выгоды.

Во-первых, мы получаем возможность нанимать лучших ИТ-специалистов до того, как они вышли на рынок. При этом они уже знакомы с инструментами, которые используются в ландшафте нашей компании. Тем самым, мы получаем экономию при найме новых сотрудников и конкурируем за лучших ребят с высоким потенциалом.

Во-вторых, на рынке становится больше специалистов, которые в рамках университетских программ прошли обучение по работе с нашей платформой. Поэтому нашим партнерам и заказчикам будет проще реализовывать проекты на наших технологиях, что повышает конкурентоспособность продуктов нашей Платформы управления данными.

— Что представляет собой образовательная программа?

В.Т.: Образовательная программа включает изучение методов и подходов к анализу данных и их применению при решении практических бизнес-задач. Учебно-методический план содержит такие разделы, как введение в бизнес-аналитику, современные озера и хранилища данных, аналитика больших данных и методы искусственного интеллекта. Конечно же, он содержит и практические занятия на современных инструментах для работы с данными, построенных на базе open source технологий.

Важно, что в рамках проекта была разработана не только методическая и образовательная программа, но и переданы лицензии на нашу платформу управления данными на некоммерческой основе – лицензии на ПО вузам предоставлены в бессрочное пользование за 1 рубль.

Программа рассчитана на 256 часов и состоит из четырех модулей с промежуточной и итоговой аттестаций с обязательным выполнением практических заданий, обеспечивающих эффективное освоение получаемых навыков по работе с данными.

- Кто занимался разработкой программы? За счет чего обеспечивается ее актуальность?

А.Т.: Программу разработали коллеги из департамента по развитию стратегических проектов «РТК ИТ» при участии специалистов поддержки и разработчиков платформы в рамках инициативы «Ростелекома» по подготовке высококвалифицированных ИТ-кадров. Актуальность обеспечивается за счет того, что обучение происходит на базе технологий, которые уже применяются во многих крупных компаниях, а также за счет практических задач, решаемых в рамках программы.

- Какие платформы используются для обучения?

А.Т.: Для обеспечения особенности практико-ориентированной направленности и использования при обучении отечественного программного обеспечения, был развернут образовательный стенд с продуктами RT.Warehouse, RT.DataLake, RT.Streaming, RT.DataLoader, RT.DataVision. Для обучения используются открытые данные.

- Как договариваетесь с вузами? Всегда ли находите взаимопонимание?

В.Т.: В большинстве случаев мы наблюдаем инициативу вузов, коллеги понимают важность современного качественного обучения. Поэтому выстраиваются партнерские качественные взаимоотношения.

- Какие возникают проблемы?

В.Т.: Очевидно, что без проблем не обходится. Иногда сталкиваемся с проблемами на инфраструктуре или нехваткой знаний у администраторов на стороне вузов. Для решения таких проблем существует дополнительное обучение, но уже для преподавателей и администраторов вузов, которое проводится перед стартом программы, а во время инсталляции инженеры нашей технической поддержки помогают решать возникающие сложности.

- Какие результаты достигнуты и ожидаются?

А.Т.: Программа обучения «Аналитика данных и методы искусственного интеллекта» привлекла более 2 тыс. студентов уже в первом 2023-2024 учебном году. На данный момент семь вузов включили ее в свой образовательный план, еще несколько планируют это сделать в следующем учебном году, с 10 учебными заведениями подписаны лицензионные договоры о предоставлении права использования программного обеспечения для целей обучения.

Обучение на программах осуществляется в вузах, ставших участниками пилотного проекта, по всем формам подготовки и является полностью бесплатным для студентов-участников проекта. На текущий момент обучение по программе ведется в следующих вузах: МГТУ «СТАНКИН», ТулГУ, СПБГУТ, ПГУТИ, СибГУТИ, РГГУ, СКФУ, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, МИРЭА, УРФУ, ТПУ.

- На какие показатели рассчитываете? Что будете считать положительным результатом?

В.Т.: Рассчитываем, что наша программа обучения будет представлена в десятке ведущих вузов страны. Уже сейчас обучение прошли более 2 тыс. студентов, рассчитываем, что этот показатель будет приближаться к 10 тыс. студентов в год. Положительный успех для нас то, что уже нанимаем в штат лучших выпускников программы.

- В чем роль этого проекта для рынка, бизнеса и общества?

А.Т.: Реализация образовательной программы в вузах «Аналитика данных и методы искусственного интеллекта» на базе отечественных технологий является стратегической задачей развития ИТ-отрасли в России. Программа позволяет подготовить больше высококвалифицированных специалистов в области анализа больших данных и способствует укреплению импортонезависимости ИТ-отрасли в целом. Увеличение количества специалистов, владеющих платформами open source в области аналитики данных поможет удовлетворить возрастающий спрос на ИТ-специалистов: от банков и ретейла до промышленности и энергетики.

- В каком направлении можно ждать развития проекта?

В.Т.: Я считаю, что нам нужно развивать программу в сторону практики. Необходимо добавлять больше прикладных задач и кейсов, чтобы ребята после выпуска были готовы решать реальные производственные задачи. А для того, чтобы студенты смогли поработать с большим спектром задач, – от задач хранения данных до задач визуализации и искусственного интеллекта – нужно включить в программу весь спектр наших продуктов. Это стоит ожидать в следующих версиях программы. Соответственно, программу будем актуализировать уже к новому учебному году.

Также стоит отметить, что в Ростелекоме появилась новая образовательная структура – ИТ школа РТК. Ее стратегия развития предусматривает предоставление возможности обучаться на программах дополнительного образования как для работников групп и компаний Ростелеком, так и партнерских организаций и частных лиц.